Власов Семен Михайлович
Уже на третий день войны коммунист Семён Михайлович Власов был взят на фронт. С этого момента и до конца Великой Отечественной он воевал в 122-й танковой бригаде. В её составе Семён Михайлович прошёл от стен Ленинграда до Австрийских Альп. 122-я танковая была сформирована под Москвой в Нарофоминске в июле 1941 года и была направлена на оборону города Ленинграда. Вошли в бригаду в основном москвичи и горьковчане, коммунисты и комсомольцы, люди разных национальностей. С гордостью вспоминает Семён Михайлович подвиги своих однополчан: командира танка Героя Советского Союза Петра Селиванова, механика-водителя Григоренко.
Боевое крещение С. М Власов получил в первых числах сентября 1941 года. Была это под Ленинградом, у станции Войбокалы. 122-я танковая бригада готовилась к наступлению.
- Мне, как шофёру, было приказано доставить горячую пищу на передовую, чтобы перед началом боя накормить танкистов, - рассказывает Семён Михайлович. - Утро на редкость было тихое и тёплое. Сентябрьское солнце ярким багрянцем показалось сквозь вершины сосновых деревьев. На небе ни одного облачка. И тут я увидел через лобовое стекло самолеты, появившиеся слева. Я был в полной уверенности, - продолжает Семён Михайлович, - что это наши и с радостью стал их считать: десяток, другой, третий. Насчитал 70 самолетов, а они все продолжали выплывать из-под вершин соснового леса. Самолеты стали всё ниже и ниже опускаться на наше расположение, и тут я увидел под крылом коричневую свастику...
Бомбёжка продолжалась весь день и была такой силы, что бомбы, по словам Семёна Михайловича, юнкерсы «не метали, а вываливали, как из мешка картошку». Машина С.М. Власова и кухня в этой переделке были разбиты, повар тяжело ранен.
Боевые действия продолжались. И шофёр С.M. Власов получив полуторатонный и трудолюбивый грузовичок, продолжал обслуживать танкистов горячей пищей. «На войне солдаты так говорили, - рассказывает он, - главное, чтобы желудок был сыт, автомат полностью заряжен. О смерти некогда было думать».
А она, смерть, была рядом. И многие встретили её на той самой дороге жизни, что была проложена по льду Ладожского озера, вспоминает фронтовик:
- Буйная седая Ладога. Неласковая. Без конца дули ветры, позёмка, мгла. Видимость совершенно была ограничена. Рейсы совершали в основном по ночам. В фары были выставлены ограничители, которые позволяли просматривать вперёд не более 10 метров. В это время противник пользовался в воздухе большим превосходством и прорывался порой на открытую цель. Командование дало указание снимать дверцы с кабин автомашин для лучшего управления с собой в критический момент. У нас, шоферов, страха не было. Всё стремление - доставить груз для жителей Ленинграда, а на обратном пути взять стариков, женщин, детей для отправки на Большую землю. Впереди у Семёна Михайловича Власова будет ещё очень много километров этих фронтовых неровных дорог. Под постоянным огнём противника в постоянном напряжении.
В январе 1943 года 122-я танковая бригада участвовала в прорыве блокады Ленинграда. Операции эта называлось «Искра» и вошла в историю Великой Отечественной войны как одна из известнейших. Семён Михайлович вспомнил один эпизод того времени:
- В тот день в воздух не поднялся ни один вражеский самолет. Наши войска вели мощнейшую артподготовку. Когда я подъехал к передней линии фронта, снега совершенно не оказалось. А ведь стоял январь, тридцатиградусный мороз. Передний край противника настолько был взломан, кажется, не раз вспахан и завален, что машина моя была не в состоянии двигаться дальше. Когда же я вернулся в распоряжении бригады, все были удивлены, увидев мой газик с грязными колесами, обвешанный сосульками. Лишь ровно через год войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в решительное наступление и полностью изгнали немецкие войска с Ленинградской земли. 122-я танковая бригада освобождала города Новгород, Порхов, Псков, а затем влилась в третий Украинский фронт и участвовала в освобождении Румынии, Венгрии, Австрии.
В столице Австрии, Вене, С.M. Власов и закончил свой боевой путь. Помнится, Семёну Михайловичу одно событие, которое произошло в Австрии. Дело в том, что здесь, в местечке Грац, состоялась встреча советских и американских солдат. Семёну Михайловичу в то время было оказано большое доверие - он был шофёром командира бригады.
И вот вспоминает бывший солдат небольшой лесок, а в том лесу ну на всякий случай стояли две наших тридцатьчетвёрки. После краткого митинга к Семёну Михайловичу подошёл американский шофёр. Длинноногий такой, нескладный. Показал на машину, в которой С.M. Власов возил командира (а это был «Вилюс») и говорит: «Гуд авто». Семён Михайлович с ним согласился, взял его за руку, подвел к Т-34 и показывает: «А это мол гуд? Американец замахал руками: «Гуд, гуд»!
Запомнился фронтовому шофёру этот маленький эпизод большой войны тем, что, когда командир и тех и других войск пожали друг другу руки и поклялись в дружбе на века.
Не любит Семён Михайлович говорить о своих наградах. А их у него немало - 16. Это и орден «Красной Звезды», ордена Отечественной войны, медаль «За отвагу», которая ему очень дорога. Вот совсем недавно С.М. Власову пришла еще одна награда - нагрудный памятный знак «За освобождение Погостья» - там тоже были тяжёлые бои. После войны Семён Михайлович всю свою жизнь проработал шофером в райкоме партии. Машина там тогда была одна. Вместе с работниками райкома Семён Михайлович бывал в колхозах, совхозах, знал наизусть весь район, каждое поле, каждую мастерскую. Работать порой приходилось без выходных, отдавая себя полностью шоферскому делу.
Вспоминает войну. Удивляется, как же случилось так, что за все годы, пока воевал, ни разу не был ранен. И пилотка, и шинель, даже сапоги были у него не однажды прострелены, а вот жив и невредим! Кто-то скажет счастливчик, повезло. Но такая судьба выпала на долю Семёна Михайловича Власова.
И. Агапова