Тридцать лет на одном автомобиле
(Суслов Николай Владимирович)
Такое покажется многим невероятным. Однако, факт. Шофёр производственного объединения местной промышленности Николай Владимирович Суслов тридцать первый год работает на одном автомобиле.
- Не верите? - Николай Владимирович достаёт документы. - Правильно, ее уже два раза предлагали списать, три раза счётчик менял. А бросить жалко… Да вон она стоит, посмотрите...
Выглядываю в окно, надеясь увидеть живой экспонат музея или требованию рухлядь... Однако, во дворе стоит обычный грузовик, аккуратный чистенький. Словом, такой часто встречается на дорогах и на который при встрече почти не обращаешь внимание. Грузовичок-трудяга. Подстать своему хозяину.
Прежде, чем встретиться с Николаем Владимировичем, я побеседовала с секретарем партбюро объединения Александрой Васильевной Синядьевой и главным инженером предприятия Алексеем Александровичем Куликовым. Вот несколько их высказываний об этом замечательном шофёре, ветеране, коммунисте.
А. В. Синядьева: «Николай Владимирович Суслов очень опытный водитель. Работает в объединении три десятка лет. В прошлом году мы его провожали на пенсию, но попросили поработать. Ведь именно он выполняет у нас самые далекие и самые сложные рейсы».
А. А. Куликов: «Удивительно то, что его самая старая машина на предприятии простаивает по причине ремонта только две недели в году, когда проходит техосмотр. В любое другое время обратись к нему - он готов к рейсу».
А. В. Синядьева: «Н. В. Суслов - активный коммунист, наставник. Его опыт работы мы изучаем с молодыми».
К Николаю Владимировичу у меня - много вопросов. Прошу рассказать его о себе, о войне, участником которой он был, и, конечно, же, о своей машине, о том секрете, который позволил ему продлить срок жизни машины втрое. Родом он с. Вада, здесь в МТС ещё до войны получил профессию тракториста. Пахал землю. Но мечтал об автомобиле.
В 1939 году было взят в армию, где и осуществилась его мечта. Войну прослужил в Манчжурии. Легко сказать прослужил. Ведь шла война. Николай Владимирович трижды подавал рапорты об отправке на фронт. Но их местечко тоже не было укромным, вовсю готовились к войне Япония.
Эти годы ожидания нападения Японии, постоянная готовность, упорная учёба вождения автомобиля в болотисто - лесной местности, конечно, многое дала молодому шофёру. Осталось от тех лет величайшая аккуратность во всём, требовательность к себе и к технике.
После войны с Японией возвращается солдат домой. Снова землю пашет. Скоро стала поступать новая техника на село. Самым первым получил в районе автомобиль ГАЗ-51 пищекомбинат, так тогда называлось это предприятие. За руль этой машины и сел Николай Владимирович, да и работает до сих пор.
- Секретов у меня никаких нет, - откровенно говорит он. - Хорошо знаю машину, ухаживаю. Уж я не уйду, как бы поздно ни приехал, если чувствую, что-то не в порядке. Подкручу, смажу, заменю. Ведь машина, она как человек, заботу любит и человеческое отношение.
В прошлом году предприятие отпраздновало свое сорокалетие. С трибуны районного Дома культуры, где проходило торжество, была произнесено немало имен людей, совершивших трудовой подвиг. Среди них имя Николая Владимировича Суслова.
Факт его тридцатилетний работы на одном автомобиле вызвал удивление у представителей областного управления. Решено было выделить шофёру-ветерану новый современный автомобиль.
- Нет, - смеётся Николай Владимирович, - не надо мне нового. Пусть молодые ездят. А я на своей ещё поработаю. Да и как я её брошу? Разве это по-человечески? Тридцать лет вместе, - а потом врозь. Пусть уж молодые на новых ездят.
А. Ткачева