Цвет сайта:
a a a a
Сайт находится в стадии наполнения
ID: 31590

Пасхин Александр Архипович

Сводная информация
Документы
Дополнительная информация
Звание
капитан
Дата рождения
1911
Место рождения
Горьковская обл., Шахунский р-н, д. Малая-Белуга
Дата призыва
1931
Место призыва
Оренбургский (Чкаловский) РВК
Место службы
150 скоростной бомбардировочный авиационный полк
150 авп 46 авд ЗапФ
Награды
Орден Красного Знамени
Дата смерти
Судьба
погиб
История
неизвестно
Ссылка на «Память народа»

ОТВАЖНЫЙ ЛЕТЧИК АЛЕКСАНДР ПАСХИН


А.А. Пасхин.
Снимок военных лет
Александр Архипович Пасхин родился II августа 1911 года в деревне Малые Белолуги Шахунского района Горьковской области.
Рос в бедной крестьянской семье. В детстве лишился матери. Из детей Саша был старший. И когда отец уехал на Вахтанское строительство, на Сашином попечении осталось трое меньших братьев и сестра- Самому младшему — Сергею — было тогда всего-то девять месяцев. И хотя было очень трудно, со всем» обязанностями Александр справлялся.
Школа, куда Пасхин пошел учиться, находилась в деревне Большие Белолуги. Потом он учился в Лужайках. А когда семья переехала в Шахунью, стал учеником железнодорожной школы-семилетки, которая впоследствии выросла в школу-десятилетку № 14.
Окончив седьмой класс, поступил учеником токаря в паровозное депо. Стал отличным токарем, вступил в комсомол. Всегда был в гуще комсомольских дел. Увлекался спортом.
Комсомольская организация Шахуньи посылает Александра Пасхина на завод «Красное Сормово» в Нижний Новгород, где он становится инструктором токарей. Заводская комсомольская организация выдвигает Сашу на руководящую работу по военно-спортивному воспитанию молодежи.
В 1931 году Пасхин становится членом Коммунистической партии и получает путевку в Оренбургскую школу военных летчиков. Перед отъездом в Оренбург в Шахунье состоялась свадьба. Женой Пасхина стала Шура Попова, студентка медучилища в Нижнем Новгороде, родившаяся и выросшая в Шахунье. Молодые супруги знали друг друга с детства.
В 1934 году Пасхин окончил школу военных летчиков и получил назначение в город Бобруйск. Вскоре был переведен в г. Оршу. И вот новое назначение — станция Бада в Забайкалье. Здесь Пасхин встретился со знаменитым впоследствии летчиком, дважды Героем Советского Союза Иваном Семеновичем Полбиным. А тогда Пдлбин командовал эскадрильей, в которой стал летать Пасхин.
Здесь началась их большая дружба.
За участие в боях против японцев в районе реки Халхин-Гола в 1939 году Пасхин награжден орденом Красного Знамени.
Затем 150-й авиационный бомбардировочный полк базировался в гор. Чите.
И вот война. Эскадрилья Пасхина начала боевые операции буквально в первые часы войны. И не удивительно, что к 76-му дню боев на счету эскадрильи было уже 172 вылета, около 350 часов, проведенных в воздухе, и 90 тонн сброшенных на врага бомб. Сколько смелости и выдержки, сколько мастерства и отваги, сколько священной ненависти к врагу воплотили в себя эти цифры!
Александр Архипович сумел за короткий срок совершить несколько ратных подвигов, притом в самую тяжелую пору войны, когда наша армия вкусила горечь отступления по родной земле. Вскоре за боевую летную работу он был представлен к правительственной награде — второму ордену Красного Знамени.
Волжский орел (так любовно прозвали горьковчане Пасхина в части) и его орлята вылетали на боевые операции исключительно ночью.
Один из таких полетов закончился особенно успешно: отразив нападение группы «Мессершмидтов», эскадрилья выполнила приказ командования и разбомбила две переправы, по которым шли вражеские подкрепления. Попутно было уничтожено 17 танков — настолько молниеносен был удар по растянувшееся на шоссе немецкой бронеколонне.
Боевое задание с честью выполнено, даже перевыполнено. Пасхин приказал возвращаться на базу.
Но враг поднял в воздух новые истребители. Снова разгорелся воздушный бой. «Мессершмидту» удалось поджечь мотор самолета Пасхина.
В те секунды Александр Пасхин как нельзя лучше проявил свои качества, что потом в штабном донесении именовалось хладнокровием командира, а во фронтовой газете — стальной волей советского воина - патриота. Он перетянул самолет с горящим мотором через линию фронта и виртуозно посадил огромную машину на немыслимо узеньком клочке земли.
14 августа 1941 года разведка донесла: «Противник подтягивает к переднему краю крупные автомотоколонны». Они везут горючее танкам. А на этом участке скопилось много, очень много стальных машин с паучьими крестами на башнях. Помешать противнику напоить танки горючим, предотвратить новый бросок на нашу измотанную беспрерывными оборонительными боями пехоту — такое решение приняло командование бомбардировочной части.
Пасхин вызвался ударить по мотоколоннам. И хотя самолеты его эскадрильи чаще других вылетали на бомбометание, командование до-верило, сложную и важную задачу именно его эскадрилье.
«Бомбежка должна быть прицельной, попадание точным», — с таким кратким напутствием обращался он к своим боевым друзьям перед вылетом. И бомбардировщики ударили по колоннам с бреющего полета. Багровое зарево взрывов и гигантские факелы пылающих цистерн возвестили далеко вокруг, что храбрые летчики выполнили боевой приказ.
Можно возвращаться на базу. Но при свете зарева Пасхин замечает: несколько поодаль по шоссе движутся автомашины немецкой моторизованной пехоты.
Только бы не спугнуть их! И Пасхин стремительно уводит свои самолеты на большую высоту. Надо дождаться момента, когда машины подойдут к железнодорожному полотну, где нет никаких боковых укрытий.
И крылатый храбрец дождался этого момента. Прямо с высоты он повел самолеты на цель.
Пехотинцы, которым удалось выскочить из машин, стали отстреливаться и сосредоточили свой огонь на головном самолете.
Пуля пробила мотор. Мгновенно вспыхнуло пламя. Самолет загорелся. Выпрыгнуть с парашютом? В гущу врагов? Плен?
Сказать, что Александр Пасхин предпочел смерть, мало.
Воспитанный Ленинским комсомолом, волжский орел не только презрел смерть во имя победы. Нет, до конца верный воинскому и патриотическому долгу, он даже своей смертью сумел нанести потери врагам Родины. Твердой рукой направил он пылающий самолет в скопище вздыбившихся машин. Новый взрыв принес бесславный конец десяткам гитлеровцев, мечтавших о параде в покоренной советской столице. Вместе с ним погибли штурман Николаев и стрелок — радист Завгородный.
И это в то время, когда каждый пример отваги обладал особенно воодушевляющей силой. Смертью смерть поправ, Пасхин повторил подвиг Гастелло в дни, когда фашистская пропаганда исступленно вопила, что воздушный истребитель и бросок пылающего бомбардировщика на наземную цель — это выдумка большевиков, что таких приемов боя в авиации нет и быть не может.
Александр Пасхин погиб, погиб героем, но выпестованные им боевые летчики на краснозвездных самолетах пронесли славу героического защитника родной Москвы капитана Александра Пасхина, стали участниками грандиозной воздушной битвы над фашистским Берлином.
Подвиг капитана Александра Пасхина описан в повести Е. Дырина «Дело, которому служишь», в книге Героя Советского Союза генерал -лейтенанта авиации Л. В. Жолудева «Стальная эскадрилья», в книге «СССР в Великой Отечественной войне. 1941 —1945 гг.».
Память об огненном пилоте капитане Александре Архиповиче Пасхине навеки сохранится в сердцах его земляков - шахунцев.
9 мая 1974 года на здании средней школы №14 в Шахунье открыта мемориальная доска в честь бывшего ученика школы, летчика А. А. Пасхина, повторившего в годы Великой Отечественной войны подвиг Н. Гастелло.

У нас учился в школе Пасхин,
И «тройки» и «пятерки» получал,
С мальчишками катается на салазках.
Играл в хоккей, а летом мяч гонял.
Он мастерил модели самолетов.
Была его заветная мечта —
Подняться в небо синее пилотом
И птицей над землей родной летать.
Сбылась его мечта, и рад он очень,
Что наконец доверен самолет.
Его наш Пасхин, наш шахунский летчик,
В ночное небо звездное ведет.
Пришли к нам немцы бандой озверелой,
И ринулись орлы бесстрашно в бой,
И с ними Пасхин, наш Гастелло,
Чтоб Родину, Москву прикрыть собой.
Мы никогда героев не забудем,
Что Родину так крепко берегли.
Пройдут века, но будут помнить люди
Защитников своей родной земли.
Галина Краева
бывшая ученица средней школы №14

Назад
Версия для слабовидящих