
Москвичев Виктор Александрович
710 стрелковый полк
136 штурмовой авиационный полк
225 штурмовая авиационная дивизия
15 воздушная армия
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Централизованная библиотечная система
Вадского муниципального района Нижегородской области»
Лопатинская сельская библиотека-филиал № 10
Верность
памяти
Герой Советского Союза
Москвичев Виктор Александрович
Биобиблиографическое
пособие
с. Лопатино, 2015.
«Четыре года страшных испытаний...
Потери, жертвы, искалеченные судьбы...
Война... и тысячи людских страданий!..
ИМЁН ГЕРОЕВ – НИКОГДА НЕ ПОЗАБУДЕМ!!!».
О. Климчук
На своем боевом счету тов. Москвичев имеет уничтоженной живой силы и техники противника: автомашин 27, подвод с грузом 40, танков 2, орудий зенитной артиллерии 8, орудий полевой артиллерии 16, ДЗОтов 3, железнодорожных вагонов 8, паровозов 1, солдат и офицеров до 300 человек.
Из наградного листа
Биографические сведения
Москвичев Виктор Александрович родился 30 марта 1921 года в деревне Досадино (ныне Вадского района Нижегородской области) в семье крестьянина. В семье было три сына и пять дочерей.
В школе с одинаковым интересом осваивал разные предметы. В прочитанных детских рассказах больше всего занимали полеты самолетов и в первую очередь вопрос: кто ими управляет.
После окончания 6 класса школы Виктор уехал в Горький, к сестре Валентине, которая работала на автозаводе.
Для него началась новая жизнь: новая школа (имени Кирова Автозаводского района), новые товарищи, рядом большой завод. В 1938 году закончил на Автозаводе г. Горького вечернюю среднюю школу. С 1939 года работал на ГАЗе и одновременно обучался в аэроклубе им. Баранова, в поселке Стригино. Зимой учили теорию полетов, а летом уже сами летали на самолетах ПО-2.
Аэроклуб располагался километрах в семи от поселка. В любую погоду — в осеннюю распутицу и в зимнюю стужу, часто пешком — вместе со своим другом Костей Логиновым спешили на занятия. Через год аэроклуб был окончен. За это время выпускники были ознакомлены с устройством самолета, с работами на аэродроме во время взлета и при посадке самолета, с основными обязанностями летчика, с повреждениями и способами устранения их. Неоднократно поднимались в воздух и самостоятельно летали.
После окончания аэроклуба Виктор Москвичев попросился в школу военных летчиков, когда набирали туда молодежь. Весной 1940 года после окончания десятилетки по призыву комсомола он был направлен на учебу в Энгельскую военную школу пилотов. Там снова детальное изучение различных самолетов, их назначения и обслуживания, длительные полеты, совершенствование мастерства.
Через год сержант Москвичев был направлен в Краснодарское объединенное военно-авиационное училище для дальнейшего усовершенствования. Там и настигла его война. Курсанты рвались на фронт, но еще целых полтора года им пришлось провести в училище.
В декабре 1943 года лейтенант Виктор Москвичев был направлен на Брянский фронт в авиационный истребительный полк. Его отец и старший брат давно уже сражались, защищая Родину.
Во время выполнения тренировочного полета на групповую слетанность самолет Москвичева столкнулся с самолетом ведущего боевой пары. Военный летчик и ведущий строя погибли. По законам войны В. А. Москвичев был осужден военным трибуналом сроком на 10 лет лишения свободы, которые были заменены направлением в действующую армию — штрафную роту. В штрафной роте В. А. Москвичев кровью искупил свою вину, был награжден орденом Красной Звезды.
Находясь на излечении в военно-полевом госпитале, Виктор Александрович узнал, что рядом расположился штурмовой авиационный полк. Имея при себе летную книжку № 25137, Москвичев обратился к командиру авиаполка с просьбой зачислить его в полк рядовым летчиком. Просьба была удовлетворена — приказом командира 825 Штурмового авиаполка 225 штурмовой авиадивизии он был назначен на должность командира авиа звена. Была проведена летная подготовка В. А. Москвичева на учебно-тренировочном самолете УИЛ-2, после чего его допустили к самостоятельным полетам на боевом самолете-штурмовике ИЛ-2.
С апреля 1944 года принимал участие в боевых вылетах. Лётчик-штурмовик В.А.Москвичёв сражался в составе 15-й воздушной армии на 2-м Прибалтийском и Ленинградском фронтах. Штурмовики разведывали и охотились за живой силой противника, уничтожали артиллерийские позиции, разрушали мосты и переправы, бомбили железнодорожные узлы, скопления танков и другой техники, пускали под откос железнодорожные эшелоны, нападали на колонны войск, движущиеся по дорогам. Ни низкая облачность, ни плохая видимость, ни большие снегопады не отменяли полеты. На задание вылетали в составе звеньев и группами. В сложной обстановке иногда приходилось подниматься в воздух по пять-шесть раз в день.
Участвовал в Режицко-Двинской фронтовой наступательной операции (10-27 июля 1944 года), в ходе которой были освобождены западные районы Псковской области, взяты города Идрица, Себеж, посёлок Пушкинские Горы; войска 2-го Прибалтийского фронта вступили на территорию Латвии и освободили города Режица (Резекне) и Двинск (Даугавпилс).
С 1 по 28 августа 1944 года участвовал в Мадонской наступательной операции на территории Латвии, в ходе которой войска 10-й гвардейской, 3-й и 4-й ударных армий с боями преодолели труднопроходимую лесисто-болотистую Лубанскую низменность и освободили города Ливаны, Мадонна, посёлок Эргли, уничтожив крупную группировку войск противника и продвинувшись на Рижском направлении на 25 километров. 17 августа 1944 года группа старшего лейтенанта Лапшина выполняет боевое задание в районе Светлоч. В ее составе капитан Кузнецов и лейтенант Москвичев. Первоначально цели в указанном месте не обнаружили. Внизу видны были лишь кустарники, овраги и тянулась дорога. При повторном заходе там были засечены орудийные вспышки. С земли по самолетам был открыт сильный зенитный огонь. Москвичев, маневрируя между разрывами снарядов, быстро развернулся, спикировал на цель и уничтожил два орудия с боевым расчетом.
Через несколько дней под Пакшени-Янемуйка он участвовал в уничтожении артиллерийско-минометных батарей. В момент атаки на него налетели четыре «фокке-вульфа». В неравной схватке самолет Москвичева был подбит, а сам летчик ранен над территорией, занятой неприятелем. Шесть суток без пищи, крова и воды, мокрый, грязный, полз он на свою территорию, а на седьмые сутки услышал русскую речь и потерял сознание. Очнулся в военном госпитале, Выздоровев, Москвичев В. А. вновь вернулся в боевой авиаполк. За участие в этой операции В.А. Москвичев был награжден Орденом Красной Звезды
С 14 сентября по 22 октября 1944 года принимал участие в Рижской стратегической наступательной операции – составной части Прибалтийской операции (14 сентября – 24 ноября 1944 года), в ходе которой 13 октября 1944 года была освобождена столица Латвии Рига и практически полностью освобождена от немецко-фашистских войск территория Латвии.
Из наградного листа к награждению Орденом Красного Знамени «Выполняя боевое задание 16.09.1944 в группе капитана Самохвалова в районе Смите по штурмовке артиллерии и живой силы противника, смело атаковал батарею мелкокалиберной зенитной артиллерии (МЗА) , которая вела огонь по ведущему самолету и с последующих двух заходов пушечно-пулеметным огнем и прямым попаданием реактивных снарядов заставил замолчать МЗА, чем способствовал отличному выполнению боевого задания группы. Результаты работы группы, несмотря на сильное противодействие со стороны зенитной артиллерии сфотографировал. Действия подтверждают капитан Самохвалов и лейтенант Суханов, за этот полет всей группе была объявлена благодарность.
Выполняя боевое задание 7 октября 1944 года Москвичев вылетел на задание в паре с летчиком Базуевым в районе дорог Колгари-Меки при низкой облачности и малой видимости заметил скопление эшелонов на станции Тимужи и решил атаковать их. Приняв правильное тактическое решение штурмовать эшелон с бреющего полета, произвел штурмовой удар по эшелонами, несмотря на сильный огонь. При этом было уничтожено до 4-х железнодорожных вагонов и два орудия. В этом полете оба самолета были поареждены огнем зенитной артиллерии, но несмотря на это они благополучно произвели посадку на своем аэродроме»
В 1945 году в составе 2-го Прибалтийского, с 1 апреля Ленинградского фронта В.А. Москвичев участвовал в боях по ликвидации курляндской группировки противника.
В группе из пяти самолетов в районе Джуксте, Москвичев прямым попаданием бомб уничтожил две автомашины и вдруг обнаружил действующую артиллерийскую позицию врага. На поврежденном самолете, еще не потерявшем управление, Москвичев решительно идет на цель и уничтожает одно орудие вместе с расчетом.
8 марта 1945 года группа штурмовиков, возглавляемая майором Соколовым, в районе Жаураше громила скопление живой силы и артиллерии неприятеля. Шесть вражеских истребителей вступили в бой со штурмовиками. Ловко маневрируя, Москвичев дал возможность своему стрелку длинной пулеметной очередью сбить самолет противника. Наиболее ответственной операцией, в которой участвовал Москвичев было разрушение моста через реку Скрунда (Латвия). В начале 1945 года большая группировка немецких войск оказалась зажатой на Курляндском полуострове. Немецкое командование рассчитывало, что мощным контрнаступлением эти войска помешают продвижению советских войск в глубь Германии. Нашей авиации ставилась задача: разрушить коммуникации в тылу неприятеля и не допускать подбрасывания новых подкреплений через порт Либава. Соединение штурмовиков, в котором служил Москвичев, в течение трех дней не могло разрушить железнодорожный мост через реку Скрунда. Мост этот находился на единственной дороге, по которой шел основной подвоз и вывоз войск противника. Зенитная артиллерия немцев и их авиация тщательно охраняли мост от атак с воздуха.
Прежде чем вылететь на задание, Москвичев на импровизированном полигоне тренировал себя в точном сбрасывании бомб. Затем самолет был оснащен нужными боеприпасами. Штурмовику были приданы четыре истребителя сопровождения и прикрытия.
При подлете к объекту на группу Москвичева обрушился шквал зенитного огня. От прямого попадания в самолет сразу было перебито управление рулем поворот, ослабилось ножное управление. Но мост уже близко. Раздумывать некогда. Цель молниеносно приближалась. Москвичев успел сбросить на мост несколько бомб. Его самолет получил еще несколько зенитных ударов. Никто не думал, что с такого задания летчик вернется живым, но Москвичев сумел дотянуть самолет. Через несколько минут приземлились сопровождающие самолеты и привезли фотографическую пленку. В этот же период на Тукумском направлении были и такие схватки с врагом. В паре с лейтенантом Горовым Москвичев разведывал в тылу у немцев передвижения их войск по железной дороге. На одном перегоне Москвичев обнаружил дым из паровоза. Не теряя ни секунды, скомандовал ведомому Горову, и оба штурмовика ринулись в атаку. На бреющем полете сбросили бомбы, но поезд продолжал двигаться. Самолеты снова устремились на эшелон и обстреляли реактивными снарядами. Четвертый снаряд угодил прямо в цель: над эшелоном появились клубы дыма. Сделав круг, летчик снова направил самолет к эшелону и увидел, что одни вагоны горели, другие свалились под откос. На станции летчики тоже обнаружили эшелоны. Обстреляли их под огнем зениток. Внизу раздались сильные взрывы. Через некоторое время партизаны сообщили, что нашими штурмовиками были разбиты в этом районе эшелоны с боеприпасами.
Не раз В.А. Москвичев со своим экипажем вылетел на свободную охоту. В один из таких вылетов летчик заметил подозрительное движение машин к опушке леса. Он обратил на это внимание еще раньше, возвращаясь с другого задания. У летчика возникла уверенность, что на опушке замаскирован склад боеприпасов. Обстановка исключительно сложная: пункт сильно обороняется.
Он уходит, скрываясь вдали, потом вдруг разворачивается и несется обратно над лесом, обстреливает цель реактивными снарядами, затем забрасывает бомбами. Страшной силы взрывы доносятся с земли. Самолет подбрасывает. Охота прошла удачно. Штурмовик отделался несколькими повреждениями. Десятки других боевых действий, проведенных бесстрашным командиром звена Москвичевым, не менее героичны. Коварному врагу нанесены большие потери. За большой ущерб, нанесенный противнику, за мужество и отвагу, проявленные при выполнении боевых заданий, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года лейтенанту Москвичеву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Из наградного листа «На своем боевом счету тов. Москвичев имеет уничтоженной живой силы и техники противника: автомашин 27, подвод с грузом 40, танков 2, орудий зенитной артиллерии 8, орудий полевой артиллерии 16, ДЗОтов 3, железнодорожных вагонов 8, паровозов 1, солдат и офицеров до 300 человек».
Он удостоен двух орденов Отечественной войны I степени, двух орденов Красной Звезды и многих медалей СССР.
До ноября 1956 года гвардии капитан Москвичев находился на военной службе. Он воспитывал молодых воинов и с любовью передавал им свое летное мастерство.
В воинском звании «капитан» уволился в запас.
Проработав в народном хозяйстве более 30 лет на различных хозяйственных должностях, в 1987 году вышел на заслуженный отдых.
Умер 2 февраля 1997 года. Похоронен на Бугровском кладбище города Нижний Новгород.
В городе Нижний Новгород на улице Горького на доме 144, в котором жил Герой Советского Союза В.А. Москвичев была установлена мемориальная доска.
Москвичев Виктор Александрович (1922-1997) // Верность памяти : Вадский район в годы Великой Отечественной войны / Сост. И. А. Агапова .- Арзамас : Арз. тип., 2008. - с. 19-23
Москвичев Виктор Александрович// Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1988. — Т. 2 /Любов — Ящук/. — 803 с.
Москвичев Виктор Александрович// Тюльников Л.К., Басович Я.И Герои Советского Союза – горьковчане. – Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1981. – С. 123
Крутов И. Отважный сокол / И. Крутов [о Герое Советского Союза Москвичеве В.А,]// Восход .- 1968 .- 22 февр.- с.2.
Крутов ,И.А. Мастер штурмовых ударов // За Отчизну, свободу и честь! : очерки о Героях Советского Союза – горьковчанах. – Горький, 1964. – Кн.2. – С. 175-181
Сайт Люди и книги – мемуары великих труды неизвестных, замечания посторонних
http://www.azlibr.ru/
Сайт Герои страны
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=5235
Сайт Подвиг народа
http://podvignaroda.mil.ru
Сайт Централизованной библиотечной системы Автозаводского района http://lib-avt.ru/kraevedenie/peoples/volgin-vasiliy-leontevich
Интернет энциклопедия Википедия Москвичев Виктор Александрович https://ru.wikipedia.org/wiki
Бюст Героя Советского Союза
Москвичева В.А. на аллее Героев в селе Вад
Наш адрес:
c. Вад, ул. 1 мая д.36 «А»
тел. 8 (83140) 4-12-98, 4-12-79
E-mail: vad-biblioteka@bk.ru
Мы работаем для Вас!
с 8-00 до 17-30 ежедневно
в субботу с 9-00 до 16-00
Выходной день- воскресенье
Последняя пятница каждого месяца –
санитарный день
Ждем Вас в нашей библиотеке!
Москвичёв Виктор Александрович - старший лётчик 825-го штурмового авиационного полка (225-я штурмовая авиационная Рижская дивизия, 15-я воздушная армия, Ленинградский фронт), лейтенант.
Родился 14 марта 1922 года в деревне Досадино ныне Вадского района Нижегородской области в крестьянской семье. Русский. В 1935 году окончил 7 классов сельской школы. В 1938 году переехал в город Горький (ныне – Нижний Новгород). В 1938-1940 годах работал на Горьковском автозаводе, окончил вечернюю среднюю школу, одновременно в 1939-1940 годах обучался в аэроклубе имени Баранова.
После аэроклуба был направлен на учебу в Энгельскую военную авиационную школу пилотов. По окончании школы в 1941-1943 годах обучался в Краснодарском объединённом военном авиационном училище в группе командиров звеньев. Из училища был направлен на Брянский фронт в авиационный истребительный полк. Во время выполнения тренировочного полёта на групповую слётанность самолёт В.А. Москвичева столкнулся с другим самолётом. Погибли два лётчика. По законам военного времени В.А.Москвичев был осуждён военным трибуналом сроком на 10 лет лишения свободы, которые были заменены направлением в действующую армию - в штрафную роту.
В штрафной роте кровью искупил свою вину, был награждён орденом Красной Звезды. Находясь на излечении в военно-полевом госпитале, В.А.Москвичёв узнал, что рядом расположился штурмовой авиационный полк. По выздоровлении обратился к командиру авиаполка с просьбой зачислить его в полк. Просьба была удовлетворена - приказом командира 825-го штурмового авиационного полка 225 штурмовой авиационной
дивизии он был назначен на должность старшего лётчика. Прошёл лётную подготовку на учебно-тренировочном самолете УИЛ-2, после чего был допущен к самостоятельным полётам на штурмовике Ил-2.
С апреля 1944 года принимал участие в боевых вылетах. Лётчик-штурмовик В.А.Москвичёв сражался в составе 15-й воздушной армии на 2-м Прибалтийском и Ленинградском фронтах.
Участвовал в Режицко-Двинской фронтовой наступательной операции (10-27 июля 1944 года), в ходе которой были освобождены западные районы Псковской области, взяты города Идрица, Себеж, посёлок Пушкинские Горы; войска 2-го Прибалтийского фронта вступили на территорию Латвии и освободили города Режица (Резекне) и Двинск (Даугавпилс).
С 1 по 28 августа 1944 года участвовал в Мадонской наступательной операции на территории Латвии, в ходе которой войска 10-й гвардейской, 3-й и 4-й ударных армий с боями преодолели труднопроходимую лесисто-болотистую Лубанскую низменность и освободили города Ливаны, Мадонна, посёлок Эргли, уничтожив крупную группировку войск противника и продвинувшись на Рижском направлении на 25 километров.
С 14 сентября по 22 октября 1944 года принимал участие в Рижской стратегической наступательной операции – составной части Прибалтийской операции (14 сентября – 24 ноября 1944 года), в ходе которой 13 октября 1944 года была освобождена столица Латвии Рига и практически полностью освобождена от немецко-фашистских войск территория Латвии.
В 1945 году в составе 2-го Прибалтийского, с 1 апреля - Ленинградского фронта участвовал в боях по ликвидации курляндской группировки противника.
К 19 марта 1945 года В.А.Москвичёв совершил 115 боевых вылетов на разведку и бомбардировку железнодорожных эшелонов, огневых позиций, скоплений живой силы и техники противника, нанеся ему значительный урон.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за успешно выполненные 115 боевых вылетов на штурмовике Ил-2 и проявленные при этом отвагу и мужество лейтенанту Москвичёву Виктору Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 9081).
К концу войны на счету В.А.Москвичёва было более 120 боевых вылетов.
После войны В.А.Москвичёв продолжал службу в ВВС Советской Армии. С 1956 года капитан В.А.Москвичёв - в запасе.
Жил в городе Горький. Работал на Горьковском автозаводе, был председателем районного комитета ДОСААФ. С 1987 года – на пенсии. Скончался 2 февраля 1997 года. Похоронен на Бугровском кладбище в Нижнем Новгороде.
Награждён орденом Ленина (15.05.1946), двумя орденами Красного Знамени (19.12.1944, 15.01.1945), орденами Отечественной войны 1-й (11.03.1985) и 2-й (23.03.1945) степени, двумя орденами Красной Звезды (1943, 19.09.1944), медалями.
В городе Нижний Новгород на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.