
ID: 15949
Кузьминых Михаил Леонтьевич
Сводная информация
Документы
Дополнительная информация
Звание
краснофлотец; старшина 2 статьи
Дата рождения
17.11.1922
Место рождения
Кировская обл., Шарарнгский р., д. Посташ
Дата призыва
1940
Место призыва
Шарангский РВК, Кировская обл., Шарангский р-н
Место службы
Беломорская военная флотилия
троф. транспорт 5 ВМБ ТОФ Порт-Артур
троф. транспорт 5 ВМБ ТОФ Порт-Артур
Награды
Орден Красной Звезды (2)
Орден Отечественной войны II степени
Орден Отечественной войны II степени
Дата смерти
—
Судьба
В 1940 году его призвали на службу в армию.
Попал он служить в учебную часть на Соловецкие острова. На Соловках располагалась база учебного отряда Северного флота. Находилась она в стенах монастыря и состояла из 5 рот. Здесь готовили пулемётчиков, зенитчиков, боцманов, мотористов. Кстати, с 1942 года на базе учебного отряда была организована Соловецкая школа юнг. Всем в те времена было понятно: готовили там «смертников». Слишком низкой была вероятность выжить мальчишкам, отправлявшимся на военные корабли. 14 летний будущий писатель В. Пикуль тоже прошёл эту суровую школу юнг, но ему повезло – он остался жив.
После окончания учёбы Михаила Леонтьевича отправили служить на Северный флот в город Мурманск.
Шла Великая Отечественная война. Михаилу Леонтьевичу пришлось участвовать в боевых походах на транспортных судах в северных морях.
Арктические конвои Второй мировой войны проходили из Великобритании и США в северные порты СССР – Архангельск и Мурманск.
время похода от Мурманска до США занимало около месяца. 17 раз пришлось побывать ему в США, 2 раза – в Великобритании (г. Гулль).
Всего с августа 1941 года по май 1945 года было проведено 78 конвоев. В сумме около 1400 торговых судов доставили в рамках программы ленд-лиза важные военные материалы в СССР. Ввозились не только военная техника и боеприпасы, но и промышленное оборудование, сырье. Так, оборонные отрасли до 1942 года работали только на американских поставках. Особую роль сыграли продовольственные поставки для нашей армии. «Какой длинный и страшный путь проделала через океан простая банка свиной тушенки, пока ее где-нибудь в окопах под Курском не вскрыл штыком наш героический солдат!»
А еще союзные конвои доставляли письма поддержки для советского народа и книги. По всей Америке собиралась литература, чтобы морально поддержать русских. На каждую книгу наклеивалась надпись «Героическим людям Советского Союза», а также подписывались имена людей или название организации, подарившей книгу. Сейчас эти книги хранятся в Мурманской областной библиотеке.
Немцы то ли «проглядели» первые конвои, то ли их силы были направлены на другие объекты, но до декабря 1941 года потерь в конвоях не было.
Каждый выход в море был делом нелегким. Наступившая зима 1941 года была очень суровой. Тяжелый лед сковал Белое море и Двину. Даже ледоколы не могли обеспечить безопасность проводки кораблей. Каково было морякам находиться на вмерзшем в лед корабле! Сверху – немецкие бомбардировщики, стремящиеся разбомбить и потопить транспортный караван. Внизу, в глубине – немецкие подводные лодки. Моряки вслушивались в тишину в надежде, что на этот раз все обойдется . И только холод, и только лед, и только вода…
Михаил Леонтьевич был командиром зенитного орудия на судне. Не раз ему пришлось отражать атаки фашистских летчиков. В одном из походов расчет под командованием Михаила Леонтьевича сбил 2 неприятельских самолета. Из 50 кораблей осталось тогда лишь 7. В этом бою Михаил Леонтьевич был тяжело контужен и его взрывной волной сбросило за борт корабля в море. Пробыл он в воде долгое время.
Попал он служить в учебную часть на Соловецкие острова. На Соловках располагалась база учебного отряда Северного флота. Находилась она в стенах монастыря и состояла из 5 рот. Здесь готовили пулемётчиков, зенитчиков, боцманов, мотористов. Кстати, с 1942 года на базе учебного отряда была организована Соловецкая школа юнг. Всем в те времена было понятно: готовили там «смертников». Слишком низкой была вероятность выжить мальчишкам, отправлявшимся на военные корабли. 14 летний будущий писатель В. Пикуль тоже прошёл эту суровую школу юнг, но ему повезло – он остался жив.
После окончания учёбы Михаила Леонтьевича отправили служить на Северный флот в город Мурманск.
Шла Великая Отечественная война. Михаилу Леонтьевичу пришлось участвовать в боевых походах на транспортных судах в северных морях.
Арктические конвои Второй мировой войны проходили из Великобритании и США в северные порты СССР – Архангельск и Мурманск.
время похода от Мурманска до США занимало около месяца. 17 раз пришлось побывать ему в США, 2 раза – в Великобритании (г. Гулль).
Всего с августа 1941 года по май 1945 года было проведено 78 конвоев. В сумме около 1400 торговых судов доставили в рамках программы ленд-лиза важные военные материалы в СССР. Ввозились не только военная техника и боеприпасы, но и промышленное оборудование, сырье. Так, оборонные отрасли до 1942 года работали только на американских поставках. Особую роль сыграли продовольственные поставки для нашей армии. «Какой длинный и страшный путь проделала через океан простая банка свиной тушенки, пока ее где-нибудь в окопах под Курском не вскрыл штыком наш героический солдат!»
А еще союзные конвои доставляли письма поддержки для советского народа и книги. По всей Америке собиралась литература, чтобы морально поддержать русских. На каждую книгу наклеивалась надпись «Героическим людям Советского Союза», а также подписывались имена людей или название организации, подарившей книгу. Сейчас эти книги хранятся в Мурманской областной библиотеке.
Немцы то ли «проглядели» первые конвои, то ли их силы были направлены на другие объекты, но до декабря 1941 года потерь в конвоях не было.
Каждый выход в море был делом нелегким. Наступившая зима 1941 года была очень суровой. Тяжелый лед сковал Белое море и Двину. Даже ледоколы не могли обеспечить безопасность проводки кораблей. Каково было морякам находиться на вмерзшем в лед корабле! Сверху – немецкие бомбардировщики, стремящиеся разбомбить и потопить транспортный караван. Внизу, в глубине – немецкие подводные лодки. Моряки вслушивались в тишину в надежде, что на этот раз все обойдется . И только холод, и только лед, и только вода…
Михаил Леонтьевич был командиром зенитного орудия на судне. Не раз ему пришлось отражать атаки фашистских летчиков. В одном из походов расчет под командованием Михаила Леонтьевича сбил 2 неприятельских самолета. Из 50 кораблей осталось тогда лишь 7. В этом бою Михаил Леонтьевич был тяжело контужен и его взрывной волной сбросило за борт корабля в море. Пробыл он в воде долгое время.
История
После демобилизации Михаил Леонтьевич вернулся в родные края, жил в д. Малые Килемары, работал трактористом.
Ссылка на «Память народа»
Назад
Версия для слабовидящих