Цвет сайта:
a a a a
Сайт находится в стадии наполнения
ID: 10312

Фунаев Николай Степанович

Сводная информация
Документы
Дополнительная информация
Звание
гвардии капитан
День рождения
1919
Место рождения
с. Ключищи Шатковскиого района Горьковской области
Дата призыва
11.1938
Место призыва
Горьковский ГВК, Горьковская обл., г. Горький
Место службы
96 дальне-бомбардировочный авиационный полк
Награды
Орден "Красное знамя", орден "Красная Звезда", орден "Ленина"
Судьба
погиб 03.06.1943
История
история см. Приложение
Ссылка на «Память народа»

Фунаев Николай Степанович
Родился в 1919 г. в с. Ключищи.
В РККА с 11.1938 года. С 24 июня 1941 г. - на фронтах Великой Отечественной войны, летал на бомбардировщике СБ (3 боевых вылета), затем пересел на ПЕ-2.
За первые 10 боевых вылетов 11.09.1941 г. был награжден орденом «Красное Знамя». До 15.04.1942 г. было выполнено 108 боевых вылетов. За это время был дважды сбит истребителями противника. Участвовал в боях на северной Украине, на подступах к Харькову, на Южном фронте при освобождении Ростова. В течении зимы 1941-1942 гг. выполнял боевые задания на Юго-Западном фронте.
2 марта 1942 г было получено задание нарушить связь одной линии, идущей к г. Харьков. С высоты 25 метров удачным бомбометанием разрушили железнодорожное полотно, оборвали провода железнодорожной линии. После чего с бреющего полета вместе с другими членами экипажа обстреляли и рассекли колонну пехоты противника. После выполнения боевого задания на экипаж напали 6 истребителей. Фунаев вместе со стрелком радистом отбивались до последнего патрона. Экипаж прибыл невредим. Приказом от 17 июня 1942 г. Фунаев был награжден орденом Красной Звезды.
Фунаев летал штурманом звена в составе экипажа: командира звена Героя Советского Союза старшего лейтенанта Бориса Степановича Быстрых и воздушного стрелка-радиста старшего сержанта Павла Шевель.
К февралю 1943 г. Фунаевым было произведено 167 боевых вылетов на разгром живой силы и техники противника. Из них 50 вылетов как охотник, на разведку и истребление немецких войск, коммуникаций, аэродромов, переправ и скопление мотомех. частей, в сложных метеоусловиях.
После получения второй правительственной награды Фунаев, к февралю 1943 г. произвел 107 успешных боевых вылетов. Им и звеном было сброшено 125600 кг. бомб. В результате умелого самолетовождения и мастерства умело поражать заданную цель, за 107 боевых вылетов уничтожено: самолетов – 12, танков – 12, железнодорожных мостов – 2, автомашин более 80, водных переправ – 10, складов с боеприпасами и горючим – 8, 3 железнодорожных эшелона с войсками и военным имуществом, до 100 км. железнодорожного полотна и линии связи на военных коммуникациях, 4 ангара, 35 орудий, разбито и повреждено 5 паровозов, взорвано до 70 ДЗОтов. Участвовал в 30 воздушных боях с истребителями противника, отразив 50 атак и сбив 2 Ме-109.
50 боевых вылетов произвел на разведку в глубокий тыл противника, обнаружил 15 аэродромов с общим количеством до 500 самолетов, рассеял и уничтожил до роты противника. В наградном листе о представлении Фунаева к званию Героя Советского Союза, подписанном 5 февраля 1943 г. приведены примеры отваги и героизма штурмана и его звена.
Вот, например, 28 июня 1941 года экипаж в составе командира Быстрых, воздушного стрелка-радиста Шевеля и штурмана Фунаева летал бомбить немцев в районе Бобруйска. С первого захода самолет был сильно поврежден зенитной артиллерией противника – оторван элерон левой плоскости и подбит левый бензобак, не смотря на это с высоты 1,5 км, в результате прямого попадания была разбомблена мотомехколонна противника. Экипаж на одном моторе привел самолет на свой аэродром.
10 июля 1942 г. экипаж в том же составе выполнял ответственное задание – обнаружить аэродром противника в районе Россошь, который был тщательно замаскирован. Фунаев, не обнаружив аэродрома с первого захода, обманув противника, что прошел мимо, спустя 10 минут делает второй круг. Взлетающие истребители противника обнаружили аэродром. На третьем заходе, не смотря на звено Ме-109 Ф, сфотографировал аэродром, зафиксировав 150 самолетов. Была произведена бомбардировка. Экипаж вернулся невредимым.
Приказ о награждении капитана Н. С. Фунаева орденом Ленина был подписан 17 июня 1943 г., а 3 июня 1943 г. Фунаев не вернулся с боевого задания.
Из биографии командира звена Героя Советского Союза старшего лейтенанта Б. С. Быстрых известно о последнем полете экипажа: «3 июня 1943 года заместитель командира авиаэскадрильи 96-го Гвардейского Сталинградского бомбардировочного авиаполка старший лейтенант Быстрых проводил бомбардировку карательных подразделений, окруживших группу партизан в Брянской области. Самолёт успешно произвёл штурмовку, но после этого был подбит. Быстрых получил смертельное ранение, однако смог посадить бомбардировщик на землю. Командир экипажа погиб сразу, получил смертельное ранение и штурман Николай Фунаев. Почти месяц спустя в полк возвратился счастливо уцелевший воздушный стрелок-радист экипажа Павел Шевель. Он видел, как подоспевшие к разбитому самолету немцы увидели на груди Бориса «Золотую Звезду» и стали о чем-то совещаться. Потом враги вырыли могилу, предали тело земле… и дали залп из автоматов. На могиле сделали табличку, на которой написали латинскими буквами: «Русский Герой Николай Фунаев» (в найденном ими планшете штурмана были документы на имя Фунаева). Партизаны позже откопали и перезахоронили Быстрых в селе Пролысово Навлинского района Брянской области. В 1975 году его прах был перезахоронен в селе Ревны того же района.
В 1966 г. в издательстве «Молодая гвардия» вышла книга В. В. Кунина «Настоящие мужчины». В книгу вошли две повести - «Я работаю в такси», «Хроника пикирующего бомбардировщика» - и двенадцать рассказов «Про цирк и не про цирк». За повесть «Хроника пикирующего бомбардировщика», Владимир Кунин был удостоен литературной премии имени Николая Островского. В этой повести Кунин раскрывает огромную тему войны через один небольшой эпизод, где экипаж Пе-2 - трое друзей, молодых ребят искали немецкий аэродром, нашли его и ценой собственной жизни уничтожили три десятка немецких истребителей. По этой повести на Ленинградской киностудии Наумом Бирманом в 1967 году был поставлен одноименный фильм, заслуженно получивший признание зрителей.
Истории боевых действий звена Быстрых, Фунаева и шевеля пересекаются с сюжетом фильма: вылеты на разведку аэродромов с их фотографированием и вызовом штурмовиков, уход от пытающихся посадить бомбардировщик истребителей противника, хитрости с пикированием и бреющим полётом над верхушками деревьев с пробоинами в самолёте, и т. д. Несмотря на то, что так действовали и другие звенья, в любом случае в основу фильма были положены реальные события с реальными людьми, т. к. военным консультантом фильма был Герой Советского Союза генерал-майор А. А. Анпилов, который в январе−августе 1942 года являлся заместителем командира 99-го бомбардировочного авиационного полка, в котором служили Б. С. Быстрых и Н. С. Фунаев.

Назад
Версия для слабовидящих