Фунаев Николай Степанович
Родился в 1919 г. в с. Ключищи.
В РККА с 11.1938 года. С 24 июня 1941 г. - на фронтах Великой Отечественной войны, летал на бомбардировщике СБ (3 боевых вылета), затем пересел на ПЕ-2.
За первые 10 боевых вылетов 11.09.1941 г. был награжден орденом «Красное Знамя». До 15.04.1942 г. было выполнено 108 боевых вылетов. За это время был дважды сбит истребителями противника. Участвовал в боях на северной Украине, на подступах к Харькову, на Южном фронте при освобождении Ростова. В течении зимы 1941-1942 гг. выполнял боевые задания на Юго-Западном фронте.
2 марта 1942 г было получено задание нарушить связь одной линии, идущей к г. Харьков. С высоты 25 метров удачным бомбометанием разрушили железнодорожное полотно, оборвали провода железнодорожной линии. После чего с бреющего полета вместе с другими членами экипажа обстреляли и рассекли колонну пехоты противника. После выполнения боевого задания на экипаж напали 6 истребителей. Фунаев вместе со стрелком радистом отбивались до последнего патрона. Экипаж прибыл невредим. Приказом от 17 июня 1942 г. Фунаев был награжден орденом Красной Звезды.
Фунаев летал штурманом звена в составе экипажа: командира звена Героя Советского Союза старшего лейтенанта Бориса Степановича Быстрых и воздушного стрелка-радиста старшего сержанта Павла Шевель.
К февралю 1943 г. Фунаевым было произведено 167 боевых вылетов на разгром живой силы и техники противника. Из них 50 вылетов как охотник, на разведку и истребление немецких войск, коммуникаций, аэродромов, переправ и скопление мотомех. частей, в сложных метеоусловиях.
После получения второй правительственной награды Фунаев, к февралю 1943 г. произвел 107 успешных боевых вылетов. Им и звеном было сброшено 125600 кг. бомб. В результате умелого самолетовождения и мастерства умело поражать заданную цель, за 107 боевых вылетов уничтожено: самолетов – 12, танков – 12, железнодорожных мостов – 2, автомашин более 80, водных переправ – 10, складов с боеприпасами и горючим – 8, 3 железнодорожных эшелона с войсками и военным имуществом, до 100 км. железнодорожного полотна и линии связи на военных коммуникациях, 4 ангара, 35 орудий, разбито и повреждено 5 паровозов, взорвано до 70 ДЗОтов. Участвовал в 30 воздушных боях с истребителями противника, отразив 50 атак и сбив 2 Ме-109.
50 боевых вылетов произвел на разведку в глубокий тыл противника, обнаружил 15 аэродромов с общим количеством до 500 самолетов, рассеял и уничтожил до роты противника. В наградном листе о представлении Фунаева к званию Героя Советского Союза, подписанном 5 февраля 1943 г. приведены примеры отваги и героизма штурмана и его звена.
Вот, например, 28 июня 1941 года экипаж в составе командира Быстрых, воздушного стрелка-радиста Шевеля и штурмана Фунаева летал бомбить немцев в районе Бобруйска. С первого захода самолет был сильно поврежден зенитной артиллерией противника – оторван элерон левой плоскости и подбит левый бензобак, не смотря на это с высоты 1,5 км, в результате прямого попадания была разбомблена мотомехколонна противника. Экипаж на одном моторе привел самолет на свой аэродром.
10 июля 1942 г. экипаж в том же составе выполнял ответственное задание – обнаружить аэродром противника в районе Россошь, который был тщательно замаскирован. Фунаев, не обнаружив аэродрома с первого захода, обманув противника, что прошел мимо, спустя 10 минут делает второй круг. Взлетающие истребители противника обнаружили аэродром. На третьем заходе, не смотря на звено Ме-109 Ф, сфотографировал аэродром, зафиксировав 150 самолетов. Была произведена бомбардировка. Экипаж вернулся невредимым.
Приказ о награждении капитана Н. С. Фунаева орденом Ленина был подписан 17 июня 1943 г., а 3 июня 1943 г. Фунаев не вернулся с боевого задания.
Из биографии командира звена Героя Советского Союза старшего лейтенанта Б. С. Быстрых известно о последнем полете экипажа: «3 июня 1943 года заместитель командира авиаэскадрильи 96-го Гвардейского Сталинградского бомбардировочного авиаполка старший лейтенант Быстрых проводил бомбардировку карательных подразделений, окруживших группу партизан в Брянской области. Самолёт успешно произвёл штурмовку, но после этого был подбит. Быстрых получил смертельное ранение, однако смог посадить бомбардировщик на землю. Командир экипажа погиб сразу, получил смертельное ранение и штурман Николай Фунаев. Почти месяц спустя в полк возвратился счастливо уцелевший воздушный стрелок-радист экипажа Павел Шевель. Он видел, как подоспевшие к разбитому самолету немцы увидели на груди Бориса «Золотую Звезду» и стали о чем-то совещаться. Потом враги вырыли могилу, предали тело земле… и дали залп из автоматов. На могиле сделали табличку, на которой написали латинскими буквами: «Русский Герой Николай Фунаев» (в найденном ими планшете штурмана были документы на имя Фунаева). Партизаны позже откопали и перезахоронили Быстрых в селе Пролысово Навлинского района Брянской области. В 1975 году его прах был перезахоронен в селе Ревны того же района.
В 1966 г. в издательстве «Молодая гвардия» вышла книга В. В. Кунина «Настоящие мужчины». В книгу вошли две повести - «Я работаю в такси», «Хроника пикирующего бомбардировщика» - и двенадцать рассказов «Про цирк и не про цирк». За повесть «Хроника пикирующего бомбардировщика», Владимир Кунин был удостоен литературной премии имени Николая Островского. В этой повести Кунин раскрывает огромную тему войны через один небольшой эпизод, где экипаж Пе-2 - трое друзей, молодых ребят искали немецкий аэродром, нашли его и ценой собственной жизни уничтожили три десятка немецких истребителей. По этой повести на Ленинградской киностудии Наумом Бирманом в 1967 году был поставлен одноименный фильм, заслуженно получивший признание зрителей.
Истории боевых действий звена Быстрых, Фунаева и шевеля пересекаются с сюжетом фильма: вылеты на разведку аэродромов с их фотографированием и вызовом штурмовиков, уход от пытающихся посадить бомбардировщик истребителей противника, хитрости с пикированием и бреющим полётом над верхушками деревьев с пробоинами в самолёте, и т. д. Несмотря на то, что так действовали и другие звенья, в любом случае в основу фильма были положены реальные события с реальными людьми, т. к. военным консультантом фильма был Герой Советского Союза генерал-майор А. А. Анпилов, который в январе−августе 1942 года являлся заместителем командира 99-го бомбардировочного авиационного полка, в котором служили Б. С. Быстрых и Н. С. Фунаев.