Управление образования администрации городского округа город Выкса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Вильская средняя школа
Конкурс:
«Неизвестный солдат»
Боевой путь Елистратова Василия Федоровича
Автор: Балдина Ксения, 13 лет, учащийся 6 класса
МБОУ Вильской средней школы
Руководитель:
Ильина Марина Геннадьевна –
социальный педагог
Адрес организации:
607040 Нижегородская обл., г. Выкса, р.п. Виля,
пер. Школьный, зд. 4
e-mail: school-wilya@yandex.ru
Контактный телефон:
8(83177)66131
г. Выкса, 2016
Введение
Семь десятилетий отделяют нас от трагической даты – 22 июня 1941г. - это день начала самой кровопролитной войны в мировой истории, стоившей народам нашей страны огромных потерь и утрат.
Анализ изученной литературы показывает, что Великая Отечественная стала войной народной, ибо не было такой семьи, которой бы она не опалила, а Победа была достигнута кровью и потом десятков миллионов советских людей, героически сражавшихся с врагом на фронте и самоотверженно работавших в тылу.
Не обошла стороной война и нашу семью. Мой прадед Елистратов Василий Федорович – военный летчик. Он не долго был на передовой, но четыре года в невероятных условиях севера делал все возможное и невозможное, чтобы приблизить день победы.
Скорбя о павших, глубоко уважая ветеранов Великой Отечественной войны, мы благодарны им за одержанную Победу, которая стала выдающимся героическим свершением во имя свободы и справедливости.
Перегон
«Родился в 1915 году. Военный лётчик, старший лейтенант. Закончил лётное училище в г. Чкалове в 1939году. Участник Западного фронта с 1941 года, участник Дальневосточного фронта с 1945 года в должности лётчика-штурмана.» - всего три строчки, которые нашла в музее, изучая историю своего прадеда Балдина Ксения, тогда еще учащаяся Вильской средней школы. Три строчки и две даты, между которыми целых четыре года войны…
А между этими датами служба военным летчиком на секретной линии АлСиб…
В первые дни Великой Отечественной войны СССР потерял 1200 боевых самолетов. В небе господствовали фашисты. Первые поставки Советскому Союзу американских и английских вооружений, в том числе самолетов, через Северную Атлантику показали ненадежность этого маршрута.
В июле 1941 года Государственный Комитет обороны принимает решение о строительстве воздушной трассы особого назначения Красноярск – Уэлькаль, впоследствии – трасса Аляска – Сибирь. Тянулась трасса на 6306 км от Фербенкса на Аляске, через Берингов пролив, Уэлькаль (Чукотка), Сеймчан (Колыма), Якутск, через полюс холода в районе Оймякона, Киренск (Иркутская область) до Красноярска. Если взглянуть на карту, то станет ясно, что это трудные участки со сложным рельефом.
Кроме того, на участке от Якутска на восток на тот период совсем не были изучены климатические условия.
В тяжелых зимних условиях Крайнего Севера, за короткий срок строителями были выполнены тяжелейшие работы по строительству 8 аэродромов.
Формирование личного состава Красноярской воздушной трассы происходило в городе Иваново. Пилоты срочно не только переучивались на импортную технику, но и основательно осваивали английский язык и радиоаппаратуру.
1-я Красноярская авиационная дивизия трассы Аляска-Сибирь состояла из пяти перегоночных и одного транспортного полков. Пилоты транспортного полка перевозили основной летный состав обратно в их базовые аэропорты, перегоняли транспортные самолеты, возили импортные грузы из США и пассажиров.
За три года, с октября 1942 по октябрь 1945, пилоты 1-й перегоночной дивизии в трудных условиях севера, рискуя жизнью, перегнали по АлСибу 8094 американских самолета.
Потери за время перегонки составили 81 самолет, при этом погибли 115 перегонщиков.
5 февраля 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР «За образцовое выполнение заданий командования по перегонке боевых самолетов для действующих частей ВВС и АДД» 1-я перегоночная авиационная дивизия ГВФ была награждена орденом Красного Знамени.
Вся информация о дивизии была засекречена до 1993 года.
Елистратов Василий Федорович в 1-ю перегоночную авиационную дивизию прибыл в августе 1942 года на должность штурмана корабля.
За период работы в дивизии на всех участках трассы от Фербенска до Красноярска, в трудных условиях Севера перегнал фронту в качестве штурмана 140 самолётов типа Б-25, А-20, С-47 с общим налётом 644 часа без потерь ориентировки. В качестве лидерного штурмана произвёл 33 полёта.
Имел хорошую штурманскую подготовку. До прибытия в дивизию летал на самолётах ТБ-3, СБ, с общим налётом 705 часов.
За образцовое выполнения задания командования по перегонке самолетов для авиационных частей действующих фронтов Елистратов Василий Федорович награжден орденом «Отечественной войны I степени»
Во время войны с Японией прадед изучил новые маршруты перегонки боевых самолётов для действующей Армии Дальневосточного и Забайкальского фронтов – Якутск – Куйбышевка – Хабаровск - Владивосток, Марково - Петропавловск на Камчатке, Якутск -Укурей и полёты по этим маршрутам производил без потерь ориентировки.
Награжден орденом «Красной Звезды», а также медалями: «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За победу над Японией».