Ефимов Николай Михайлович
До войны Николай Михайлович Ефимов успел окончить Арзамасское железнодорожное училище, стал работать помощником машиниста на паровозе. Работа Николаю нравилась. Всегда он любил дальние дороги, перестук колес паровоза. Водили они с наставником тяжелые составы на дальние расстояния.
— Разные были грузы, - вспоминает Николай Михайлович. -Лес, уголь, керосин, все, без чего было в народном хозяйстве не обойтись. Гордился я своей работой. Со временем пришли опыт, хорошее знание техники. Как это мне впоследствии пригодилось.
Война предъявила новые требования к железнодорожным перевозкам. Фронту нужны были танки, орудия, снаряды, пополнение в живой силе. Все это в основном надо было доставлять с Урала, из развитых промышленных центров страны. Николай Михайлович получает бронь, занимается военными перевозками. Только в 1943 году его призывают в армию.
— В армию призвали, но с паровозом не разлучили», - говорит ветеран. -По-прежнему на фронт шли военные эшелоны. Фронт откатывался на Запад, а мы его как бы догоняли, доставляли вооружение, провиант, а, главное, новых бойцов. Казалось бы, работали в тылу, но каждый выезд был для нас равносилен бою. Редко без бомбежек можно было подъехать ближе к линии фронта. Помню, как я оказался под первой бомбежкой. Везли мы новое пополнение солдат, орудия и танки. В небе появились немецкие самолеты. Их было очень много. С платформ, с вагонов все бросились врассыпную. Мы с напарником покинули машинное отделение. Спасли нас тогда лес да холмистая местность. Погибших было немного. Устранили повреждения паровоза... и снова к линии фронта.
Не всегда военная судьба была благосклонна к Николаю Михайловичу. Около города Тернополя при бомбежке взрывной волной его бросило в воронку и засыпало землей.
— Говорили после солдаты, что из земли у меня одна рука виднелась. Откопали меня. Чувствую, сильно контужен. Помогли врачи, которые ехали вместе с нами.
Приходилось Николаю Михайловичу и наводить с саперами переправы, восстанавливать мосты. Так было в Польше, Чехословакии, Венгрии и Румынии. Всего-то несколько километров Николай Михайлович не доехал до Берлина. О чем с сожалением и вспоминает. Домой машинист вернулся только в 1946 году. Вся его последующая жизнь и работа были связаны с железной дорогой.
Н.Хабаров, В. Жеребцов, фото И. Агапов