По путям – дорогам
(Богатырев Иван Алексеевич)
Не думал в августе 1939 годе Иван Богатырев, что ему снова придется сесть за руль фронтовой машины, да еще так надолго. А чтобы перенести в будущем столь большие лишения, увидеть столько горя - об этом и представить не мог. Даже в финскую войну, на которую он призывался, и где воевал чуть больше трех месяцев, насмотрелся на всякое…
Вот тогда-то, после демобилизации, Иван и решил остаться в Выборге. Городок понравился. А рядом он, красавец - Ленинград. Жене с дочкой, которых он перевез из Стрелки, все это также пришлось по душе.
Не думал, не верил в страшную беду, а она случилась. Уже 23 июня он был в части под Ленинградом. Подразделение - батальон аэродромного обслуживания.
Война, пожалуй, самая тяжелая и бесполезная работа. Здесь обязанности не выбирают. Но то, что Иван Богатырев попал именно в этот батальон - не случайность. В финскую тем же занимался.
Несравнимо труднее было здесь, под Ленинградом. Каждый день - рейсы, рейсы, рейсы... Бомбы, бомбы, бомбы, — вот был его постоянный груз. Это ими наши летчики останавливали фашистов на подступах - к Ленинграду. Бомб требовалось много. Ведь только металлом и огнем можно было остановить оголтелого врага. Совесть и другие человеческие чувства тогда в расчет не принимались.
- Сутками из машины не вылезали - вспоминает Иван Алексеевич. - Только придешь в роту, уже кричат: «Богатырев, давай еще рейсик, машин нет, летчики груз ждут». А на мой ЗИС-5 на задние колеса траки одевались. Ясно, что все бездорожье мое было. Было и такое, что уедешь с технарями, пока найдешь пострадавший самолет, отремонтируешь, неделя, а то и больше проходит. Назад вернешься, а батальона-то уже нет на месте. Разыскивали... Да что там, всякое бывало. Так вот и колесил всю войну, в армии был до сентября 1945 года.
Действительно, боевой путь красноармейца Богатырева длинный. Ленинградский фронт, Волховский, Степной, Центральный, Первый Украинский, Четвертый Украинский — вот где довелось побывать фронтовому шоферу. Многое уже выветрилось из памяти, многое он еще помнит. Но сегодня он чаще всего мысленно обращается к тому дню, когда перед строем командир зачитал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года о награждении медалью «За оборону Ленинграда»,
После войны он приехал в родной Вадский район. И снова стал шоферить, с 1956 года и до ухода на пенсию - в колхозе «Красная Стрелка».
Сейчас Ивану 75 лет. Возраст! Но это, если считать годы. А что касается жизнелюбия, энергии, работоспособности бывшему защитнику Ленинграда еще не занимать. Правда в колхозе уже не трудится. Но…
- Мы со своей Александрой Григорьевной еще отдаем свою долю в Продовольственную программу, - с легко улавливаемой гордостью, сказал Иван Алексеевич и стал загибать пальцы на руке, - 800 килограммов говядинки да баранинки сдали государству. Это раз. Тонну молочка… Тонну картошки, пуд шерсти, луку - центнер. Еще кое-что. И это только в прошлом году.
Да, не стареет душой ветеран. Стрельчане всегда видят его то с косой в руках, то что-нибудь возле дома копается. В общем, человек всегда в деле. Конечно, уже не торопливы его движения, но делает все осмотрительно, надежно. Видимо, сказывается шоферская привычка. А спросите-ка, каков у него шоферский стаж.
- С 1937 года по настоящее время, - с лукавинкой улыбнется Иван Алексеевич,
- Как так?
- Да так. Свою легковушечку имею, бывает и прокатимся со старухой-то по делам каким. Что сейчас не кататься. На дорогах асфальт, да и не бомбят...
Прав Иван Алексеевич. Не бомбят, и дороги мирные. Хорошо! Но не просто это стало. Все это далось через пути дороги фронтовые советского воина Ивана Богатырева и ему подобных.
Н. Зырин